24 янв. 2008 г.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ СИМВОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ряскина Ирина Павловна

студентка

Волгоградский государственный университет, факультет философии и социальных технологий

rip_@list.ru



Символ – это произвольный знак, вызывающий единообразную социальную реакцию. Значение символа произвольно в том смысле, что оно присуще звуку, объекту, явлению как таковым, и формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в процессе коммуникации. В своем чувственном качестве символ указывает на что-то другое или замещает что-то другое [3, 4, 5]. При этом, как указывал Мирче Элиаде, все созданное человеком имеет «символическую природу», изучение которой позволяет нам понять и открыть «модальность реального» [6:332].

Значимыми в жизни общества и индивида являются, в свою очередь, религиозные символы. Посредством этих символов осуществляется связь человека с миром сакрального, раскрываются иные стороны бытия, происходит переход от опыта повседневного к трансцендентному [6:332-338]. И, поскольку, можно говорить о семиотической многовалентности и создании определенных «единых символических систем», то интерес к религиозным символам как к «экзистенциональной ценности» и в обществе, и в современной науке [6:330-338].

Отметим, что символическая система динамична, ее развитие детерминируется как внешними, так и внутренними факторами, при этом семиотический статус символа (вещи, знака) трансформируясь, то понижается, то повышается [1]. В связи с этим представляется интересным проследить статус у того или иного религиозного символа.

Одним из самых распространённых религиозных символов является христианский крест, хотя семиотическое его понимание уходят в более раннюю, «языческую» - «Крест, утверждаем мы, — это символ, который в различных формах встречается едва ли не повсюду и притом с самых отдаленных эпох; поэтому, вопреки распространенному мнению, он отнюдь не принадлежит исключительно христианству» [2]. Как бы не изображался крест, его связь с сакральным - очевидна. Не важно, применялся ли он для обозначения почитаемого божества или был гербом какого-то правителя, крест всегда символизировал связь своего носителя с чем-то божественным, внеземным, великим и могущественным. Возникает вопрос – каков в современном обществе статус креста? Для того чтобы ответить на него, было проведено пилотное социологическое исследование среди студентов ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (N = 100).

В ходе анкитирования мы хотели узнать, как респонденты воспринимают крест вообще, носят ли они нательный крест, помимо этого им были предложены несколько изображений креста и выявлялись их ассоциации с каждым из них. Учитывались также религиозная принадлежность опрашиваемых и наличие у них дома предметов христианского культа, так как мы полагаем, что данные факторы оказывают влияние на мнение респондентов.

Результаты, проведённого опроса показали следующее. Как «верующий» себя идентифицировало 81% респондентов, из них - мужчины составляют 15%, а женщины 67%, что даёт право сделать вывод о том, что женщины более религиозны, чем мужчины. Неверующих – 19%, из которых женщин – 15%, мужчин 4%. Большая часть опрошенных отнесла себя к православным – это 95%, в большинстве это женщины (77% против 18% мужчин). Мусульман было 2%, причём, это только женщины. Протестантов и католиков по 1% проценту, и тоже женщин. Также один из респондентов отнёс себя к «знающим истину» (мужчина). Следовательно, полученные выводы, в большей своей степени, будут отражать точку зрения людей, так или иначе относящих себя к православным. Предметы христианского культа имеются у 91% опрошенных. Это позволяет сделать вывод, что, даже не смотря на религиозные убеждения, предметы христианского культа присутствую у большинства респондентов. Нательный крест носят 41% женщин и 11% мужчин, а не носят 40% женщин и 8% мужчин, это говорит о том, что процент носящих и не носящих крест приблизительно одинаковый, как у мужчин, так и у женщин.

По вопросу, как респонденты воспринимают «крест», были получены следующие данные. Как оберег или талисман крест воспринимают – 33% опрошенных, большинство из которых женщины (30%). Как идентификатор религиозной принадлежности – 31% респондентов (25% женщин и 6% мужчин). Как украшение – 10% (5% мужчин и 5% женщин). Больше всего людей воспринимают его как священную вещь – это 46% опрошенных, среди которых 32% женщин и 12% мужчин. Следовательно, независимо от религиозных убеждений, большинством респондентов крест воспринимается как нечто сакральное.

Пытаясь выяснить, с чем ассоциируется у респондентов «крест», мы получили следующее. Чаще всего «крест» ассоциируется с оберегом или талисманом (11%); затем с церковью, с распятием Христа, с защитой (по 9%), с верой (8%); с Богом и с христианством вообще (по 7%); с религией и священной вещью (по 5%); с Иисусом Христом и с кладбищем (по 4%); с могилой и знаком религиозной принадлежности (по 3%); с православием, украшением, страданиями и святостью (по 2%); и по 1% с победой, спасением, всепрощением, светом, властью, с чем-то божественным, Библией, символом веры, смертью, другой жизнью, с храмом и т.п. Из этого перечня видно, что сакральный смысл крест сохраняет и в наши дни, но в тоже время, большинство наделяют крест некой аморфной защитной силой, придавая ему функциональное значение – «оберег» - «талисман». Крест всё же воспринимается как христианский символ, так как присутствуют ассоциации с Христом, с «православием», с Библией и т.д.

Для выявления того, как воспринимают разные изображения креста, мы предложили респондентам несколько довольно распространённых его форм, это:

· Греческий крест //

· Андреевский крест //

· Латинский крест //

· крест св. Петра //

· Русский крест //

· Анх //

· Свастика // [6]

Результаты полученные по данному вопросу показали следующее. Греческий крест большинство людей (34%) воспринимают просто как математический знак «плюс», не придавая ему никакой религиозной значимости. Вторая более распространённая его интерпретация связана со «сокрой помощью» (29%). Андреевский крест 22% опрошенных воспринимают тоже как математический знак, только уже как знак «умножить» на втором по распространенности вариант – «наклеенный пластырь». Только 1% респондентов указали на его истинное значение. Латинский крест у 30% не вызывает особых ассоциаций – «просто крест» и только у 15% опрошенных он ассоциируется с католицизмом. Крест такой формы в восприятии окружающих априорно несёт некий религиозный смысл. Крест св. Петра у 45% опрошенных не вызывает никаких ассоциаций. У 18% такое изображение ассоциируется с оружием (в частности, с мечом). А вот 6-ю % респондентов этот крест воспринимается как сатанинский, что вполне справедливо, так как сатанисты действительно используют этот крест, обозначая им как бы перевёрнутый Латинский крест (символ христианства вообще). Русский крест у 24% ассоциируется с могилой/кладбищем, что тоже объяснимо, поскольку по канонам, на кладбищах над могилами ставятся кресты схожей формы. С самим православием Русский крест идентифицируют чуть меньше – 21% опрошенных. Анх у 43% респондентов не вызывает вообще никаких ассоциаций. Зато у 11% он соотносится с Египтом, что вполне верно. У 10% Анх ассоциируется с молодежными субкультурами (в частности, с готами), которые очень любят его носить, и зачастую даже по его наличию определяют рамки «свой – чужой». И, наконец, свастика у 53% опрошенных ассоциируется с фашизмом, чего и следовало, в принципе, ожидать. 26% определяют её именно как свастику, не давая никакой эмоциональной окраски.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в современном обществе семиотический статус символа «крест» не высок – она имеет следующие значения «оберег», «священный предмет», «знак идентификации». Во-вторых, «крест» сохранил сакральный смысл лишь в тех формах, которые часто встречаются или используются респондентами в повседневном опыте как предметы религиозных культов, в основном, христианства (Латинский и Русский кресты). Другие формы крестов, такие, например, как Греческий, Андреевский, крест св. Петра, Анх и Свастика как религиозные уже не воспринимаются, они приобрели «светский», субкультурный и повседневный оттенок. Все это свидетельствует о трансформации религиозных символических систем, что вызвано процессами секулярилизации в современном обществе.



Литература

1. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л., 1981.
(Сб. МАЭ; Т.XXXVII)

2. Генон Р. Символ креста (http://luxaur.narod.ru/biblio/2/tr/genon07.htm#part0).

3. Кармадонов О.А. Социология символа. – М., 2004.

4. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. – М., 2001.

5. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 1998.

6. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. СПб, "Алетейя", 1998.
Связаться с автором по электронной почте Перейти к обсуждению доклада

Секции > Религия и религиозность в изменяющемся мире > Ряскина И.П. Некоторые особенности восприятия религиозных символов в современном обществе




Powered by ScribeFire.